АСТРАХАНСКИЙ ЦИРК. В 19 в. в Астрахани ежегодно, начиная с 1 мая по 1 сент., проводилась крупнейшая в Поволжье ярмарка, на территории к-рой одновременно действовало от 2 до 4 балаганов. В них демонстрировались цирковые номера, но настоящий цирк жители города увидели в 1885. Итал. предприниматель А. Безано построил деревянное здание под парусиновой крышей; в представлении участвовали его малолетние дети и ученики. В этом цирке В. Л. Дуров впервые выступил в качестве клоуна-дрессировщика. В 1898 бр. Никитины осуществили свой замысел — «замкнуть кольцо», т. е. включить в круговое гастрольное турне их труппы Астрахань (Тифлис, Баку, затем морем в Астрахань, оттуда пароходом по всем городам Поволжья). Построенный ими деревянный цирк на 1200 мест в саду «Отрадное» отличался прекрасным внутр. убранством. Помимо дивертисментных программ бр. Никитины ставили пантомимы «Юлий Цезарь», «Китайский праздник» и др. В годы 1-й мировой войны цирк был разобран на дрова. Цирк на Базарной площади построил купец Валов и сдавал арендаторам, среди к-рых: М. Злобин, бр. Винкины (Половинкины), Ж. Труцци. Цирк Валова просуществовал четыре сезона. В 1916 бр. Ефимовы возвели новый деревянный цирк, в к-ром работала их труппа; после национализации цирк перешёл в ведение гор. совета, сдавался в аренду. В летние сезоны 1923—24 здесь выступал «Трудколлектив» п/р Бенедетто и В. Мильвы, труппы п/р бр. Таити, Я. Кудрявцева, И. Лерри. В 1930 ЦУГЦ установил на Татарском базаре шапито на 3500 мест и тогда же приступил к строительству постоянного цирка, к-рый в сент. 1931 вошёл в ведение Нижневолжского краевого отделения ГОМЭЦА. В нач. 1950-х гг. здание сгорело; представления давались в передвижных цирках. Цирк с брезентовым куполом снова был построен в 1963 (арх. Б. Черняев), в 1970 возведён металлич. купол и укреплены стены. В 1994-96 здание капитально реконструировано при активном участии дир. цирка Анатолия Гавриловича Додона (р. 16.4.1952, окончил театроведч. ф-т Рос. академии театр, иск-ва в 1992). Цирк получил совр. архитектурный облик; зрит, зал на 1224 места оборудован мягкими креслами, оснащён новейшей звукосветовой аппаратурой. При цирке есть гостиница для артистов и база отдыха «Рыбак».

АТЛЕТИКА (от греч. athletikos — свойственный борцам), вид циркового иск-ва, демонстрация незаурядной физич. силы человека в художест-веннообразной форме. Мифология античного мира богата именами исполинов, обладавших необыкновенной силой: Геракл, Ахилл, Аяксы, Тезей, Патрокл, юный атлет Антиной, Милон Кротонский, семь раз увенчанный лаврами победителя на Олимпийских играх. Греки воздавали им всяческие почести, ваятели увековечивали их в статуях. Древние римляне не уступали грекам в количестве атлетов, обессмертивших своё имя, о чем свидетельствуют отчеканенные в их честь монеты. С 5 в. до н.э. занятие А. превращается в ремесло, атлеты выступают на аренах, на площадях, во время празднеств и пиров, позднее — на ярмарках. Общей чертой для всех странствующих силачей была работа с подручным реквизитом — тяжёлыми камнями, к-рые помещали в прочные, сплетённые из сухожилий сетки, экипажи с грузом и т.н. живой вес: лошадей, быков, мулов сгибали монеты, ломали деревянные балки. В особенности широко распространилось демонстрирование силовых номеров в 18 и 19 вв. на подмостках балаганов, которые в это время стали появляться в России. С 80-х гг. 19 в. атлеты из балаганов и ярморочных палаток стали переходить на цирковую арену: постепенно формировался цирковой жанр - А., завоёвывая огромную популярность. Трюки, к-рые демонстрировали атлеты: силач держал в зубах гирю, а желающие из публики пытались выбить её кувалдой; на груди артиста молотобойцы разбивали большие кани или раскалывали толстое полено; через лежащего силача переезжала тяжело груженая телега (позднее — автомобиль): атлет свивал штопором корабельные гвозди или вбивал их ударом кулака в доску; разбивал о свою голову кирпич. Одним из первых познакомил Русскую публику с силовыми номерами атлет И.К. Эккенберг, к-рого пригласил в Россию в 1719 Пётр I. Выступавший в образе весёлого балагура Эккенберг разрывал якорные цепи, поднимал зубами пушечный ствол с сидящим на нем барабанщиком, к-рый отбивал дробь, и т. п. Русским цирковым геркулесом, снискавшим повсеместную известность, был П. Ступинин (1852-1916). Его номер: на манеж въезжал извозчик, сидящий на облучке экипажа, у к-pого небыло пола-платформы. Атлет ложился затылком на заднюю ось, а ногами на переднюю, на него вставало восемь человек из публики, вдобавок он держал на вывтянутых руках тяжёлую штангу; вы этом положении артист проезжал два круга. К концу 19 в. в европ. сложилось особое направление в жанре А. - жонглирование тяжёлыми предметами, крафт-жонглирование (от нем. Kraft - сила), Появление этой разновидности цирковой А. значительно обязано нем. атлету К. Раппо, выступавшему в России в 1829-54. Раппо обогатил репертуар атлета большим числом оригинальных трюков. Он жонглровал пудовыми палицами, топорами, пушечными ядрами, иногда вконтрастном сочетании с лёгкими предметами, например со скомканым листом бумаги. Крафт-жонглирование и балансирование тяжёлых предметов на подбородке прочно утвердидились в номерах многих атлетов. С. Шеффер балансировал повозку; франц. атлет Роликс балансировал на подбородке площадку с пианино и играющей на нём аккомпаниаторшей; атлеты жонглировали двумя пушечными ядрами вместе с теенисным мячем или куриным яйцом; Русский атлет П. Крылов жонглировал тремя двухпудовыми гирями. На рубеже 19—20 вв. появились атлеты-женщины. К. Сандвина держала на себе площадку с оркестром из десяти играющих музыкантов. В России популярностью пользовалдась "дама-атлет" Р. Баланотти, прабабушка известного жонглера Н. Ольховикова;завершая силовой номер, она исполняла свой коронный трюк - уносила с манежа в зубах стул, на котором сидел ее ассистент. Мировую известность завоевала цирковая артистка К. Брумбах, взявшая себе псевдоним Екатерина Великая; пояляясь перед публиков в сарафане и кокошнике она поражала зрителей номером "Адская кузница": на груди артистки помещали тяжелую наковальню, на которой двое дюжих молодцов, костюмированных под чертей, ковали раскаленное железо.В авг. 1885 врач В. Краевский организовал в Петербурге кружок любителей А., где проводились занятия по поднятию тяжестей, развитию мускулатуры и укреплению здоровья. В 1888 по инициативе кружка было проведено состязание по поднятию тяжестей. Первое место занял Г. Гаккеншмидт. Из кружка вышли многие звёзды А. — П. Янковский, И. Заикин, С. Елисеев, Г. Лурих, И. Лебедев (Дядя Ваня) и др. Год создания кружка считается началом развития тяжелоатлетич. спорта в России. Аналогичные кружки появились и в др. крупных городах: «Санитас» в Москве, содержатель — атлет С. Дмитриев (Морро); «Атлетическая арена» В. Пожидаева в Петербурге; там же - «Геркулес-клуб» И. Лебедева и др. В 1896 было создано Петерб. атлетич. об-во; в 1898 проведён чемпионат мира по тяжёлой атлетике. Увлечение А. приняло массовый характер. Появились первые тренеры и инструкторы гиревого спорта: Л. Чаплинский, Е. Гарнич-Гарницкий, А. Анохин, М. Кистер. В цирк стали приходить атлеты из спорта: Е. Сандов (1867—1925), основоположник культуризма, создатель системы гантельной гимнастики; И. Графль (1872—1915), шестикратный чемпион мира. В России из спорта на манеж пришёл С. Елисеев (1876—1938), чемпион мира (1900). Прославился, придя в цирк, В. Моор-Знаменский (1877-1928), показав уникальный трюк — заднее сальто с двухпудовой гирей в каждой руке. Н. Вахтуров (1882—1917) тяжелоатлетич. спортом занимался во время службы в армии, в 1912 установил рекорд мира в рывке двумя руками — 116,2 кг; перейдя в цирк, завоевал популярность как атлет-гиревик. Дальнейшая эволюция цирковой А. шла в направлении создания оригинальных и сенсац. трюков. Напр., атлеты ловили руками металлич. ядро, стремительно вылетавшее из жерла пушки. Первым исполнил этот опасный трюк нем. атлет Д. Хольтум (1845-1919). В нач. 1900-х гг. братья А. и Г. Саксон, лёжа на спине, удерживали грузовой автомобиль с шестью пассажирами; бельгиец В. Фарленд держал в положении «мост» огромное пятиметровое вращающееся «чёртово колесо» с шестью зрителями; атлет М. Барус поднимался по лестнице-стремянке с лошадью на загривке; Г. Штейер специализировался на поднятии больших тяжестей, в т. ч. мизинцем; П. Спадони ловил на плечи настоящее артиллерийское орудие, падающее с четырёхметровой высоты. В нач. 1900-х гг. возродились в усложнённом виде т. н. зубные трюки, знакомые ещё ярмарочным силачам. Примерно тогда же атлеты стали использовать подкидную доску для отбивания тяжёлых снарядов, после чего ловили их на лопатки. Началась широкая телефонизация городов, и атлеты начали разрывать толстые телефонные книги. Незадолго до 1-й мировой войны многие атлеты стали выходить на арену под звуки марша в мундирах офицеров разл. родов войск, орудуя артиллерийскими снарядами, морскими минами, авиабомбами. Примерно в это же время нек-рые силачи стали включать в свои номера комика, выстраивая линию взаимоотношения как бы между офицером и денщиком-недотёпой, к-рый, ассистируя патрону, выигрышно оттенял мастерскую работу атлета и его физич. мощь. Нек-рые атлеты совмещали силовые выступления с участием в чемпионатах франц. борьбы (см. ст. Борьба). Новой формой атлетич. выступления стала пластич. сюита на мифологич. сюжет «Самсон», к-рую поставил в 1919 на манеже Моск. цирка скульптор С. Конёнков. В качестве артистов в ней участвовали атлеты С. Пафнутьев, Г. Быстров, Д. Урс-Ярчак, Я. Ярош. В 20-е гг. стало модным оформлять атлетич. номера в античном стиле, появились соответствующая экипировка и атрибуты: трезубцы, копья, мечи, щиты, массивные мраморные колонны; тогда же был изобретён эффектный трюк — атлет вёз по манежу тяжёлую колесницу, зажав дышло между лопаток спины. Среди крупнейших артистов-атлетов в 30—40-е гг.— братья А. и И. Нелипович, в 40-60-е гг.— Н. Жеребцов и В. Херц, в 50-70-е гг.- Г. Новак, с 1970-х гг.- В. Дикуль. Лит.: Лучкин Н.И., Тяжёлая атлетика. 2 изд., М.,1947; Непомнящий К., Сильные люди, «Сов.цирк», 1962, №5, 6; Шапошников Ю., Знаменитые силачи, «Наука и жизнь», 1977, № 4; Ди куль В.И., Зиновьева А.А., Как стать сильным,М.. 1990.

БОРИСОВЫ, семья цирковых артистов. Георгий Борисович Б. (псевд. Макс Борисов, 1890—1966), укротитель львов. Род. в Румынии, работал в цирках в качестве служителя, акробата, дрессировщика львов. В России с 1917. С 1920 был уличным борцом с медведем. В 1926-28 в цирке Н. Зуева - дрессировщик медведей, атлет и воздушный гимнаст. После нек-рого перерыва (из-за травмы) вернулся к дрессировке львов, выступал в зооцирке. В 1939-1957 работал с большими группами зверей (12-15 львов). Один из последних представителей т. н. «дикой» дрессировки. Его сын — Владимир (р. 30.1.1927), дрессировщик львов. Засл. арт. РСФСР (1969). Начинал учеником в аттракционе отца (1943—46). Самостоятельно выступал с 1948. Сторонник мягкой, гуманной дрессировки, работал на арене без хлыста и палки, не пытаясь подчёркивать опасность. Среди трюков - шуточная сценка с двумя львами, к-рые хитростью выманивают у дрессировщика куски мяса. Жена Владимира — Римма Васильевна Б. (р. 29.6.1929) — в цирк пришла из спорта. С 1955 исполняла номер «Высшая школа верховой езды» и параллельно — номер с дрессированными собаками. Оставила манеж в 1982. Их дочь — Ольга (р. 14.5.1951). Засл. арт. РСФСР (1989). В 1974 приняла от отца группу зверей. В 1989 в аттракцион вошёл муж Ольги - Евгений Иванович Прохорченко (р. 25.7.1953). Окончил ГУЦЭИ (1975). Прохорченко исполнял роль незадачливого инспектора манежа, к-рый входил в клетку, чтобы проверить — всё ли исправно. В этот момент в клетку вбегали львы. Инспектор в панике, спасаясь, взбирается по лестнице на тугонатянутые канаты, львы — за ним. Появившаяся укротительница выручает беднягу инспектора. После этой интермедии артистка демонстрирует т. н. классич. трюки дрессировки хищников. Их дочь —Ольга Прохорченко (р. 7.12.1980) — выступает с дрессированными собаками и удавами. Вторая дочь Владимира — Лариса (р.7.7.1963) с пяти лет начала выходить на манеж в номере матери «Дрессированные собаки». В 90-х гг. выступает с крупным номером «Весёлые друзья» (дрессированные собаки разл. Пород). В номере участвуют муж Ларисы — Юрий Глебович Качаев (р. 24.4.1953), окончил ГУЦЭИ (1971), а также их сын Владимир (р. 10.8.1984).

БОРОВИКОВ Павел Алексеевич (29.2.1914-1.3.1980), акробат, клоун. Засл. арт. Узб. ССР (1942). В цирке с 9 лет. Первый самостоят, номер — «Воздушная рамка» (партнёр И. Чурилкин), затем исполнял эксцентрико-акробатич. номер на кит. столе (партнёр И. Вальтонс), эк- вилибр на перше (партнёр Н. Каэлло). В 1933-1940 — в группе п/р В. Белякова; выделялся ис полнением сложных прыжковых комбинаций (рондат — флик-фляк — двойное сальто); в 1950 выполнял переднее сальто через двух слонов. В 1941-59 - ковёрный клоун. В 60-х гг. оставил манеж. Его дети: Лаура (р. 7.10.1938), воздушная гимнастка, наездница-джигит; Павел (р. 20.10.1950), акробат-каскадёр, ковёрный клоун.

БОРЬБА в цирке, состязания борцов на цирковой арене. С 60—70-х гг. 19 в. цирковые атлеты боролись между собой и вызывали желающих из публики. В отеч. цирке боролись по-русски — в обхват («сграбившись»), т. е. обхватив друг друга руками крест-накрест, или по-швейцарски — надев спец. широкие пояса с ручками (брались за ручки пояса противника и стремились, оторвав его от земли, повалить на землю так, чтобы он коснулся лопатками ковра). К 80-м гг. получили всероссийскую известность бр. Медведевы. С 80-х гг. распространилась зрелищно более интересная т. н. франц. или классич. (греко-римская) Б., в к-рой использовались нек-рые новые приёмы. Познакомил рос. публику с франц. борьбой В. Пытлясинский, к-рого называли отцом рус. борцов. Борцовские поединки проводились во мн. городах. Содержатель Петерб. цирка Чинизелли получил разрешение включать в представления Б. лишь в 1894. На манеже этого цирка в 1904 проводился первый в России меж-дунар. проф. чемпионат франц. борьбы; участвовало 30 борцов, гл. приз завоевал И. Поддубный. В 1905 такой же чемпионат был проведён в Петербурге в саду «Фарс». Его возглавил арбитр И. Лебедев (Дядя Ваня). С этого времени чемпионаты проводились во всех цирках России. Борьба стала чрезвычайно популярной. Билеты в цирк на острые поединки брались с боя; огромными тиражами выпускались открытки с изображением известных борцов. В 1911 А. Блок, отмечая наиболее значит, явления того времени, назвал «расцвет французской борьбы в петербургских цирках..., тысячные толпы проявляют исключительный интерес к ней... среди борцов есть истинные художники...». Мн. рус. и иностр. атлеты были незаурядными мастерами борцовских поединков. Отлично сложенные, рослые, мускулистые, они боролись, как правило, без грубостей, корректно, красиво. Со временем выработался определённый распорядок проведения Б. в цирках, обычно занимавшей целое отделение. Сначала составлялась судейская коллегия из местных завсегдатаев-доброхотов в количестве 4—5 человек. Затем шёл парад-алле всех участников чемпионата, они выходили под марш со своими регалиями, почётными лентами через плечо и располагались по окружности манежа. Арбитр каждого поимённо представлял зрителям, перечисляя их победы и награды. Иногда после этого два борца демонстрировали запрещённые приёмы. Обычно в один вечер боролись три пары. Когда боролись любимцы публики, страсти накалялись до такой степени, что порой приходилось охлаждать борцов струями воды из пожарных брандспойтов. У цирковых борцов постепенно стали складываться определённые амплуа: «борец-герой», «борец-грубиян», «борец-неврастеник», «борец-аристократ», «борец-техник» (виртуозно владевший приёмами борьбы), «борец-садист» (с железным захватом рук), «борец-злодей» (в этом качестве подвизались обычно выходцы из Персии или Турции — наделённые могучим телосложением, они искусно изображали свою «дикость»: свирепо рычали и т.д.). Непременными участниками чемпионата были один-два комика. В каждом городе для поединков с борцами-профессионалами привлекались местные популярные силачи. Борцовский ковёр пополнялся экзотич. фигурами - непомерными толстяками, великанами, в их числе: «Казбек-гора», «Дядя Пуд», «Циклон». С нач. 1910-х гг. в России, по примеру чемпионатов в зап. цирках, появились борцы в маске (первоначально это было обусловлено тем, что под маской скрывались борцы-любители из высшего общества). Роль борца в маске брал на себя атлет, в совершенстве владевший приёмами борьбы; его появлению предшествовала шумная реклама, распускались будоражащие воображение слухи. Участие «маски» в чемпионате обставлялось продуманной церемонией: борец подъезжал к цирку в закрытом экипаже, а по окончании победного единоборства внезапно исчезал, возбуждая толки, догадки, пересуды. Среди борцов-профессионалов выдвинулись мастера, побеждавшие в чемпионатах за границей: И. Поддубный, И. Заикин, И. Шемякин, С. и В. Збышко-Цыгановичи, И. Романов, Я. Спулл, Г. Лурих, Г. Гаккеншмидт, к-рый первым из рус. борцов стал чемпионом мира (1901, Париж). Пик успеха Б. в цирке приходится на 1910—17. Но постепенно Б. в цирке становилась средством наживы дельцов, применялись грубые и жестокие приёмы. По существу, это была искусная имитация Б. - мини-спектакль, разыгранный артистами-борцами по заранее составленному сценарию. Режиссировали ход отд. поединков и чемпионата в целом его организаторы, точнее — хозяева-компаньоны: арбитр и два-три наиболее авторитетных борца, часто в этом принимал участие содержатель цирка. Почти прекратившие свою деятельность в годы Гражд. войны, чемпионаты стали активно возрождаться с первых лет НЭПа. В 1924 демонстрация Б. в цирках была запрещена. Возрождение проф. Б. в цирке началось с 1933. В системе ЦУГЦ были организованы 3 чемпионата Б. Постепенно их число возросло до 12. Чемпионаты возглавляли Н. Башкиров, Ф. Прашек и Б. Калмановский, способствовавшие утверждению Б. на спорт, основе. Были привлечены лучшие борцы из числа старых профессионалов и молодёжь, проявившая себя в любит, соревнованиях: В. Яркое, Ян Цыган (И. Куксенко), В. Плясуля, А. Мазур (псевд. Богатырёв), Верден (наст. фам. П. Жеребцов), рекордсмены СССР по поднятию тяжестей А. Касперович, П. Чуркин, чемпионы СССР А. Сенаторов, И. Толмачёв, М. Стрижак, неоднократный призёр первенства СССР П. Загоруйко, троекратный чемпион СССР А. Пустынников и др. Цирковые борцы принимали участие в розыгрышах первенства СССР. Наряду с соревнованиями по классич. Б. проводились соревнования по разл. видам нац. Б. В совр. цирках проф. борцовские чемпионаты не проводятся. Лит.: Билль Л., Борьба и борцы, СП Б, 1903; Лебеде в И. (Дядя Ваня), История проф. франц. борьбы, Л.-М., 1928; МазурА.Г, Классическая борьба, М., 1969; его же. Борьба вчера и сегодня, М., 1981; его же, «Семь Иванов» (подзаголовок — История знаменитых рус. борцов). М., 1995. Р. Е. Славский, М. С. Рудина.

«БОЧКА», 1) реквизит наездников, искусств, препятствие в конных номерах. Состоит из неск. обручей, соединённых тканью. Наездник на полном скаку лошади прыгает, вытягивая вперёд руки и ноги, сквозь «бочки», к-рые держат ассистенты, и снова попадает на лошадь. 2) Оригинальный прыжковый номер с «бочками». Заключается в прыжках из бочки в бочку с верхним партнёром, т. е. с живым весом. 4-5 бочек размещаются на ступенчатых пьедесталах или на разновысоких столах. Впервые с этим номером выступали в России в сер. 20-х гг. иностранцы Петере и Билли. В 30-е гг. номер повторили выпускники ТЦИ Ф. Суворов и В. Файертак. Через год Файертак воссоздал этот редкий номер с женой и партнёршей И. Вавиловой. 3) Реквизит в номерах антиподистов. 4) Реквизит в номере «Игра с хула-хупами». Состоит из большого числа хула-хупов, связанных леской. Используется, как правило, для финального трюка. 5) Сооружение в виде бочки, по внутр. стенке к-рой ездит артист на мотоцикле или велосипеде. Называется такой аттракцион «Гонки по вертикальной стене».

ЗУБРИЦКИЕ, семья артистов цирка. Родоначальник - Степан Александрович 3. (1876-1960), акробат, турнист. В детстве принимал участие в уличных представлениях. В кон. 80-х гг. попал в цирк, был учеником В. Старичкова, работал гимнастом на турнике. Выступал также как плечевой акробат. Последние годы жизни преподавал гимнастику в Киевском техникуме физкультуры. Его жена— Маргарита 3. (1888— 1957), танцовщица на проволоке. Их сын -Владимир (25.4.1904-17.12.1998), исполнитель номера «Живая счётная машина». Сначала выступал с отцом (номер «Вольтижная акробатика»), затем стал демонстрировать оригинальный номер — «Чудеса памяти». Его выступление рекламировали: «Володя Зубрицкий - семилетний вундеркинд». Он производил в уме сложны; арифметич. вычисления, по памяти цитировал, по желанию публики, любой абзац на любой странице учебника рус. истории. Его сын - Роман (р. 21.5.1945), клоун (псевд. Ромашка). В 1966 окончил ГУЦЭЦ работал турнистом, акробатом-эксцентриком, участвовал в клоунской группе п/р Карандаша В 1971—73 выступал в дуэте с Н. Красавиной (программа «Пусть всегда будет солнце»), затем с В. Серебряковой. В 1975—79 Роман - коверный клоун в паре с Ю. Каменковым, в 1979-1991 - с О. Штейном, с 1991 - с В. Материным; выступает в образе обаятельного, неунывающего, эксцентричного молодого человека. Его герою свойственны нек-рая самонадеянность, легкомыслие, к-рые становятся источником комич. ситуаций. Его сын - Роман (р. 30.6.1974), акробат. Окончил ГУЦЭИ (1992).

«ЗУБЫ В ЗУБЫ», трюк в акробатике и гимнастике, когда нижний держит зубник, соединённый с другим зубником, на к-ром стой или повисает партнёр.

ИВАН В ДОРОГЕ», одноактная комич. пьеса, разыгрывавшаяся, подобно классич. клоунадам, на основе сюжетной схемы-сценария (др. назв. «Аркашка-неудачник»). Была широко распространена в отеч. цирке вплоть до кон. 1920-х гг. Представление начиналось с того, что некий директор цирка (иногда - т-ра варьете) публиковал объявление о наборе артистов всех жанров. Первым в контору являлся Иван, находчивый, не лишённый остроумия; будучи человеком «себе на уме», он прикидывался простаком и заявлял с апломбом, что он артист-акробат. Директор, отнесясь к пришельцу с подозрением, устраивал ему просмотр. Иван говорил, что для этого нужен партнёр. Ему предоставляли опытного акробата. После комич. приготовлений артист исполнял номер, известный под назв. «Акробаты-неудачники». (Иван в зависимости от партнёра, был верхним или нижним.) После первого провала Иван пробовал себя в пении, танце, декламации, но всякий раз безуспешно. По существу, каждая из сыгранных интермедий представляла собой пародию на продемонстрированные жанры. Получив решит, отказ, Иван неожиданно предлагал себя в качестве заместителя директора, потом — секретаря и после смешных препирательств, уходов и возвращений соглашался выполнять обязанности швейцара. Дальнейшее развитие сюжета — поочерёдный просмотр прибывающих артистов: фокусника, атлета, жонглёра и др. Артисты могли меняться в соответствии с составом труппы, и лишь один персонаж — трагикомич. актриса — оставался неизменным, с ней исполнитель роли Ивана разыгрывал самую смешную сценку, комично обороняясь от неистового темперамента этой женщины. Почти каждый комик старого цирка пробовал свои силы в роли Ивана, интерпретируя её в соответствии со своим жизненным опытом и актёрскими возможностями; особенно выделялись В. Лазаренко, Б. Манион, С. Маслюков, В. Бартенев.

ИВАНОВ Василий Семёнович (4.3.1890- 22.8.1965), джигит, клоун. Был учеником в цирке бр. Котликовых. Выступал в качестве воздушного гимнаста, наездника, акробата. В нач. 1900-х гг. выдвинулся как джигит (псевд. Вассо). Одно время работал в дуэте с М. Тугановым. С 1916 параллельно с джигитовкой стал выступать как клоун у ковра. С нач. 20-х гг. работал преим. в цирках бр. Таити. Играл ведущие роли в скетчах и обозрениях. Особой творч. удачей И. стал образ Маню - полнотелой, глуповато-трусливой жены подметальщика трамвайных путей (эту роль играл Л. Таити). Машо с мужем находилась на местах среди зрителей и оттуда по приглашению шпрехшталмеистера переходила в манеж, а затем «случайно» на круп лошади; при этом супруги смешно препирались на ломаном рус. языке. В этой сценке («Мужик на лошади»), насыщенной множеством комич. деталей, И. был неподражаем. В качестве клоуна был не истощимо весел и находчив; умел устанавливать тесный контакт со зрителями.

ИВАНОВЫ, семья цирковых артистов. Гордей Осипович И. (1858—3.1.1922), антиподист, иллюзионист, цирковой предприниматель. С 6 лет выступал в балагане Боцва в акробатич. и эквилибристич. номерах. Как иллюзионист обучался у итальянца Шедини (своего тестя), гастролировавшего в России. В 80—90-е гг. 19 в. строил на Нижегородской, Иваново-Вознесенской и Орехово-Зуевской ярмарках большие балаганы («Народные театры»), в к-рых демонстрировал фокусы. Первым из рус. иллюзионистов показал номер «Летающая дама». Его сыновья — Фёдор И. (псевд. Теодор Гарди) (12.2.1888-22.2.1957) и Леонид И. (1889-1936). В детстве работали с отцом в номерах «Икарийские игры» и «Лестница на ногах». В 1904 Фёдор принял от отца иллюзионную аппаратуру и выступал преим. на эстраде с «Вечерами магии и иллюзии». Леонид в 1929 создал номер с дрессированными животными (пони, верблюд, обезьяны, медведи, собаки и др.). Выступал в русском костюме, выезжал на манеж в пролётке, запряжённой тройкой пони. Выделялся трюк «Обезьяны-наездники». Леонид погиб в результате несчастного случая в Ленинградском цирке. Сын Фёдора - Валент (р. 17.3.1928) и его жена Ванда Константиновна И. (р. 23.9.1931; на манеже с 1943, работала вместе со своей матерью Б. Феррони) выступали как эквилибристы с першами (1954-63) и иллюзионисты (1952—57). В 1963 создали номер, в к-ром обезьяны (шимпанзе) исполняли трюки разл. цирковых жанров. Ванда и Валент - лауреаты Всес. конкурса (1964). В 1988 они покинули манеж, в 1989—92 Валент работал в Гос. компании Росгосцирк, с 1993 — артистич. дир. Междунар. гастрольного центра. Их дочь — Ирина Вязова (р. 12.2.1952) дрессировщица собак. В цирке с 1969. Лит.: Белов Б., Боми требует аплодисменты «Сов. эстрада и цирк», 1966, № 1; ГанешинК Трудные и радостные будни, там же, 1983, № 10; etu же. Дрессировщики Ивановы и их весёлые шимпанзе, М., 1972 (буклет). В. В. Акатова, Р. Е. Славский

ИВАНОВЫ, семья артистов цирка. Михаил Александрович И. (26.11.1929-17.2.1996), акробат, канатоходец, дрессировщик. Нар. Aрт. Даг. АССР (1960), засл. арт. РСФСР (1989|. Учился в детской акробатич. школе ГУЦИ, в 1971 окончил ГИТИС (режиссура цирка), В цирке работал с 1945 в номерах «Акробаты на подкидных досках» п/р П. Шидловского, «Партерный полёт» п/р С. Арнаутова; в 1948-61- канатоходец в группе п/р Я. Гаджикурбанова (нижний в колонне из четырёх). Первый самостоят, номер «Перши на наклонном канате» подготовил в 1961 с женой Ниной Степановной И. (р. 24.12.1929), воспитанницей циркового семейства Островских (в юности исполняла номер «Каучук», позднее — эквилибристка на перше в номере родителей). Среди трюков дуэта Михаила и Нины И.: подъём и спуск по канату с балансируемым на лбу 5-метровым першем с партнёршей, исполнявшей на его вершине копфштейн внутри кольца. С 1967 третьим партнёром стал их сын Александр (р. 19.7.1956), ученик родителей. Засл. арт. Рос. Федерации (1995). Окончил ГИТИС (театроведч. отделение, 1980). В 1971 номер И. был модифицирован: в него вошли четыре партнёра, в т.ч. жена Александра — Татьяна Николаевна И. (р. 17.8.1959). Мастер спорта по спорт, гимнастике (1970). В цирке с I974; параллельно исполняет сольный номер «Игра с хула-хупами». В номер И. добавились новые трюки, в т. ч. и авторские: Александр поднимался по канату, ритмично отбивая головой мяч; исполнял сальто с трамплина в плечи партнёру, стоящему на канате, следом Татьяна выполняла сальто с трамплина и приходила в плечи к Александру, образуя колонну из трёх. В 1977 И. создали аттракцион «Морские забавы» — весёлое действо с дрессированными медведями. Аппарат представляет собой два наклонных каната (второй круто поднимается под купол), декорирован под палубу корабля. Премьером труппы стал Александр, из его трюков: подъём по канату в темноте; подъём по канату с Татьяной на голове, исполняющей стойку на одной руке. Особое обаяние аттракциону придают медведи-канатоходцы. На двух канатах, натянутых параллельно, медведи уже работали в номере Б. Эдера в 1950-х гг. Хождение медведей по одному, да ещё наклонному канату, И. освоили первыми. Медведи в аттракционе И. ходят по канату группой и в одиночку, на задних лапах и на передних, ходят даже боком. На 10-метровой высоте медведь удерживает равновесие на свободно висящей проволоке - исключительно трудный вид баланса. Исполнители — лауреаты Между-нар. конкурса артистов цирка в Китае (1993, Гран при «Жёлтый журавль»). Александр И. занимается режиссурой: ставит детские спектакли, новогодние представления, парады-прологи. И для десятилетнего сына Михаила (р. 16.6.1980) он подготовил номер «Жонглёр на моноцикле и колесе». В 1996 Михаил освоил уникальный трюк: двигаясь на колесе по кругу, жонглирует семью мячами. Он лауреат Междунар. детского фестиваля в Анапе «Алиса-90» (1990) и Междунар. конкурса юных артистов «Премьера — рампа» в Монте-Карло (1991). С 1993 выступает в аттракционе И. в роли юнги. С 1996 Александр И. руководит аттракционом «Морские забавы». Лит.: Виктас В., Замысел осуществлён, «Сов. цирк-, 1963, №5; Энгель Г, Занимательный спектакль, «Сов эстрада и цирк», 1982, № 9; Алексеев К.. Боцман, юнга и другие, там же, 1987, № 8.

ИВАНОВСКИЙ ЦИРК. С 80-х гг. 19 в. в Иваново-Вознесенске (с 1931 — г. Иваново) в дни ежегодной ярмарки (5 сент. — 10 окт.) работали балаганы. Позднее давались цирковые представления в деревянном здании цирка бр. Никитиных, здесь выступали бр. Лавровы, Джерепи. Я. Польди, Н. Сычёв, В. Дуров, В. Лазаренко. проводились чемпионаты франц. борьбы с участием И. Поддубного и др. В сезон 1909/10 помещение арендовал «Итальянский цирк Труцци». В кон. 1890-х гг. Г. Иванов выстроил деревянное здание под железной крышей с комнатами для артистов для своего «народного театра», в к-ром демонстрировались и цирковые номера. В 1925 цирк Никитиных стал государственным, в 1927 сгорел, представления давались в летнем цирке Гореца, а с 1927 — в цирке-шапито. Зимний стационар (на 2000 мест) был построен в 1933 по проекту инж. Б. Лопатина; здесь выступали крупнейшие мастера цирка, дебютировали первые в отеч. цирке канатоходцы-эквилибристы Свирины (Нива-Мар), мн. иностр. гастролёры. И. ц. являлся также постановочной базой. Здесь систематически готовились новые номера ипрограммы, вт. ч. детские представления: «Легенда голубых гор», «Волшебный мешок деда Мороза» и др. (гл. реж. до 1973 Е. Тимошенко). В 1943 здесь состоялась премьера аттракциона сестёр Кох «Семафор-гигант», в 1944 функционировала Детская конно-акробатич. студия п/р А. Александрова-Серж. В 1969—76 директором был А. Н. Никитин. В 1976 началось строительство нового здания. Пока оно строилось, представления шли в цирке-шапито. Открытие нового стационара состоялось 11 февр. 1983; комплекс на 1650 мест возведён в центре города, при цирке имеется гостиница для артистов. Гл. реж. цирка — Н.А. Стихановская, дир. — А.М. Буренко (до 1995). Из Иванова вышли многие видные мастера циркового иск-ва, среди них: Волжанские, В, Шкулин, В Тихонов, А. Зайцев.
Р. Е. Славский.

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА», пантомима-феерия по мотивам одноим. поэмы А.С.Пушкина. Авторы сценария и реж. А. Шаг-Новожилов и А. Сонин; комп. О. Хромушин; худ. Р. Юноше-ва; балетм. К. Ласкари. Премьера состоялась в Ленингр. цирке 21 сент. 1979. В гл. ролях: М Кантемиров (Руслан), Н. Смирнова (Людмила) Р Ширман (Фарлаф); печенеги - джигиты п/р Р. Козаева и Д. Ходжабаева, шуты скоморохи - В. Серебряков и С. Щукин. В спектакте участвовали балет и группа акробатов-прыгунов п/р А. Бондарева, группа жонглёров п/р М. Таланина; в сюжетную ткань спектакля были включены сценка «Кузнец и медведь» (дрессировщик И. Петрухин), оригинальные иллюзионные трюки. Напр., Людмила, надев шапку-невидимку, исчезала на глазах у зрителей; Баян, спасаясь от преследователей, мгновенно переносился с манежа на сцену. Эффектен был динамичный бой Руслана с Черномором под куполом цирка. Спектакль совершал гастрольное турне по стране в течение 7 лет.

«РУССКАЯ ПАЛКА», ручной снаряд вольтижной акробатики. Изобретён в 1958 братьями Исаевыми. Первоначально состоял из двух дюралюминиевых труб, позднее — из др. материалов. Номера этого плана имели неск. названий: «вольтиж на копьях», «на штангах», «на шестах», «на ручных брусьях». После того как первая исполнительница этого номера И. Шестуа выполнила сальто с приходом на одну трубу одной ногой, работа артистов стала строиться на одной палке. Реж. Н. Степанов предложил артистам Солохиным значительно увеличить высоту прыжков при помощи спец. амортизаторов (1959). Исполнение номера на «Р. п.» требует, как минимум, трёх участников — двух нижних и верхнего. Нижние, стоя друг против друга и держа в руках «Р. п.» за концы, подбрасывают и ловят верхнего, к-рый выполняет в воздухе разл. акробатич. трюки, в т.ч. и высшей сложности: двойное, тройное сальто, пируэты, приход на одну ногу и т.п. Работа на «Р.п.» — триумф швунговой акробатики. От нижних требуются исключит, точность броска и умение мягко пассировать верхнего во время приходов. Артисты Кузнецовы (лауреаты Междунар. конкурса в Париже, 1996, Золотая медаль) исполняли уникальный трюк — тройное сальто с полупируэтом с приходом на палку. В 1970-е гг. снаряд получил широкое распространение в мировом цирке под названием «Р. п.». Начиная с 1960-х гг. эффектная новинка была подхвачена даже дрессировщиками (впервые у Л. Безано медведь исполнял пируэты на «Р. п.», сложную акробатич. работу медведей на «Р. п.» демонстрирует В. Шемшур).

СКОМОРОХИ, бродячие актёры в России. Впервые слово «скоморох» встречается в 1068 в «Повести временных лет» и поначалу было синонимом «знахаря», «колдуна», «волхва». Скоморошество на Руси имело профессиональный характер. В 15-17 вв. С. давали представления на улицах, площадях, ярмарках, ходили группами - «ватагами». Нек-рые жили оседло. В Тверской земле, на берегу реки Молога, существовала в старину скоморошья слобода. Подобные слободы известны и на окраине города Смор гонь, и в Москве, на пересечении улицы Большая Дмитровка и Столешникова переулка. Москвичи до 19 в. называли это место «Скоморошками». Среди С. были дрессировщики, вожатые учёных медведей, акробаты, жонглёры, звукоподражатели, кукольники. Зрелищная смеховая культура С. создавала «подчёркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира и человеческих отношений» (М. Бахтин). Главная черта их деятельности - устройство «позоров и глумов» с пением, плясками; использовались при этом гусли, гудки, зурны или волынки, трубы, сопели, домры, бубны и, наконец, маски и скоморошеское платье. Здесь истоки народного театра, отд. видов зрелищ и нек-рых цирковых жанров. С.-балагуры выступали с разговорными сценками, песнями, скороговорками, «перевертышами», нарочито искажающими здравый смысл, сатирич. сказками, находчиво импровизировали, отвечая на реплики зрителей. Часто С. делали мишенью сатиры власть имущих и церковников, поэтому жестоко преследовались, особенно во 2-й пол. 17 в. во время крупных нар. восстаний. В1648 указом царя Алексея Михайловича выступления С. были запрещены, значит, часть их была выслана в сев. губернии. Лит.: Фам и нцин А. С., Скоморохи на Руси, СП Б, 1Ш; Беляев И., О скоморохах, «Временник имп. Московского общества истории и древностей российских». М., 1854; Баршевский И., Несколько слов в истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский. 1914; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр от истоков до середины 18 в., М., 1957; [елкинА.А., Русские скоморохи, М.. 1975; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Р. Е. Славский, М. С. Рудина.

СКОШЁВКА, спец. ремень, проходящий под брюхом лошади и скрепляющий стремена. Приценяется в номерах джигитов.

СЛАВСКИЙ (Заславский) Рудольф Евгеньевич (р. 21.12.1912), артист цирка и эстрады, режиссёр, литератор. В 1933 окончил ТЦИ по классу клоунады, выступал как Белый клоун с К. Зайцевым, с клоуном Якобино, позднее на эстраде как Рыжий — совместно с А. Маслюковым и Н. Александровичем. В 1934 подготовил номер для цирка «Эквилибр на свободновисящей проволоке» в дуэте с А. Воронцовой (р. 1914). Это была лирико-комедийная сценка «Свидание у яхт-клуба», проложившая путь, по утверждению историка цирка Ю. Дмитриева, новому направлению в цирковом иск-ве — сюжетным номерам. В 1937 С. с партнёршей перешли на эстраду, где создали неск. новых сюжетных сценок на этом же аппарате («Под утро», «Лихая морячка», «Вот что делает любовь»), в 1938—39 работали в Театре миниатюр А. Райкина. В 1941—45 С. —участник Вел. Отеч. войны. В 1946—56 параллельно с артистич. деятельностью занимался режиссурой, ставил детские представления и номера. В 1957 С. организовал в Ленинграде первую отеч. Студию пантомимы (при ДК им. Ленсовета), из к-рой вышли В. Полунин, В. Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и др. На основе опыта работы в Студии С. опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962; пер. на неск. языков). В 1961—80 был режиссёром-педагогом Всес. творч. мастерской искусства эстрады п/р Маслюкова. С 1950 занимается лит. деятельностью. С. - автор-составитель (совм. с А. Шнеером) 2-го изд. энциклопедии «Цирк» (1979), один из учредителей Академии циркового иск-ва.

ЭКСЦЕНТРИКА (от лат. excentricus - вне центра), худ. приём заострённо-комедийного изображения явлений действительности. Заключается в нарочитом нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми событиями и в алогичном — с точки зрения общепринятых норм — поведении персонажей. В результате явления предстают как бы смещёнными с привычных позиций и получают неожиданное переосмысление. Э. в отеч. цирке генетически связана с традициями смехо-вого мира Древней Руси. Это был «мир перевёрнутый, реально невозможный, абсурдный, дурацкий — изнанка мира» (Д. Лихачёв, А. Панченко —«Смеховой мир Древней Руси», Л., 1976). Лубочные картинки, небылицы, «перевертыши» типа «шиворот-навыворот»: «ехала деревня мимо мужика», «из-под собаки лают ворота». В том же ряду персонажи из старинной «Повести о Фоме и Ерёме», отдалённые предшественники сегодняшних эксцентриков. Нач. 20 в. характе ризуется повальным увлечением эксцентрич. стилем. Э. задавала тон на сценах «левых» театров: театре В. Мейерхольда, театре Пролеткульта, «Эксцентриона» (филиал Камерного театра), «Мастфора» (Мастерская Н. Фореггера), «Си ней блузы» и др. В 1921 в театре «Вольная комедия» состоялся многолюдный диспут об Э., премьера «эксцентрич. пьесы» с ансамбль», в к-ром блистал молодой Н. Черкасов, демонстрировал эксцентрич. спектакли-пантомимы, на эстраде исполнялся танец Пата, Паташона и Чарли Чаплина (Черкасов, Б. Чирков, Н. Гуревич). В 1922 Г. Козинцев, Г. Крыжицкий и Л. Трауберг в сб. «Эксцентризм» опубликовали программный «Манифест эксцентризма» — следствие увлечения авторами т.н. «низкими искусствами» — лубком, балаганом, цирком, мюзик-холлом. Манифест призывал через «немыслимое и невозможное — к эксцентрическому». Весной 1922 Козинцев и Трауберг организовали Фабрику эксцентрического актёра — ФЭКС, осуществили постановку «Женитьбы» Н. Гоголя, решённую средствами цирковой клоунады, к-рая прошла в обстановке шумного скандала. Альберта и Эйнштейна — клоунов — в спектакле играли цирковые артисты А. Александров-Серж и И. Таурек. В эксцентрич. ключе строились и первые кинофильмы ФЭКС: «Похождения Октябрины» (1924), «Мишка против Юденича» (1925), «Чёртово колесо» (1926), в них также участвовали артисты цирка А. Арнольд, М. Пятецкий, Я. Жеймо, А. Цереп. Приёмы эксцентрич. театра и особенно эксцентрич. кинокомедии, заполненной комедийными трюками, нашли своё продолжение на манеже цирка. Э. — одна из граней, разновидностей иск-ва клоунады. Цирковой эксцентрик изменяет привычные пропорции вешей: англ, булавка, к-рой он застёгивает пальто, — величиной со сложенный зонт, а зонт, с помощью к-рого он балансирует на проволоке, - не больше лесного гриба. Мир вещей в творчестве циркового эксцентрика занимает одно из гл. мест, он пребывает в комич. антагонизме с предметами, его окружающими. Они сопротивляются ему, бьют его, дразнят, убегают, разваливаются, чтобы возникнуть в новом качестве. Кусок скользкого мыла никак не удаётся удержать в руках; от липкой бумаги невозможно избавиться; галстук то и дело поднимается торчком; автомобиль, на к-ром клоуны собираются уехать, то обдаёт их клубами дыма, то обливает водой, то стреляет, то не заводится, то вдруг мотор включается сам по себе и машина уезжает без пассажиров. Вещи в руках эксцентрика способны трансформироваться: метла, отнятая у униформиста, подметающего ковёр, превращается то в ружьё, то в гитару, то в хоккейную клюшку, то в лошадку. Вещь сама становится актёром-эксцентриком, обретает способность действовать самостоятельно. Эксцентрик, покидая манеж, приглашает кивком головы следовать за ним стол и тот идёт за ним, шагая ножками; оброненный носовой платок мгновенно сам возвращается в карман хозяина. В своём внешнем облике и в своих поступках эксцентрик нарушает привычный здравый смысл, утверждая собств. логику — алогизм, к-рый вызывает комич. эффект. Выходя за границы общепринятого, выворачивая наизнанку обыденное, эксцентрик способен вскрывать внутренние противоречия явлений, не отказываясь при этом от художеств, правды, ему подвластны самые смелые обобщения и психологич. глубина. Пользоваться приёмами Э. могут артисты любого жанра. Но в практике цирка утвердилось 2 термина — «акробаты-эксцентрики» и «музыкальные эксцентрики». Акробатич. Э. основана на комически заострённом исполнении акроба-тич. трюков в быстром темпе и разл. рода каскадах. Заметно повлияли на становление этой разновидности цирковой Э. номера, вошедшие в моду на рубеже 19-20 вв. и получившие общее название «тингль-тангль». Тогда же были созданы лучшие образцы этого стиля, ставшие цирковой классикой, — «борьба за стул» и «живой-мёртвый». Иногда номера акробатов-эксцентриков строятся в форме сюжетной сценки: «Весёлые моряки» (М. Писарницкий, К. Адамсон, М. Баранов), «У телефонной будки» ; (Ф. Мумжиу, В. Володин), «Дирижёр и музыкант» (А. Геллер, В. Шилинский), «Трубочист и повар» (бр. Костанди), «Аппарат профессора Кес-Кесс» (А. Будницкий, Ф. Хвощевский), «Сценка на спортплощадке» (Аверьяновы), «В ресторане» (семья Сосиных) и др. Муз. Э. возникла в нач. 20 в. как ответвление от муз. клоунады и строится на тех же принципах эксцентрич. заострения, парадоксальных положениях, алогизме. Мелодии в этих номерах исполняются как на обычных инструментах, так и на причудливых (дровах, пиле, колокольчиках, бубенцах, автомобильных клаксонах, шестерёнках и т. п.), артисты выступают, как правило, в комич. образе-маске. Среди наиболее известных номеров муз. Э.: «Вторая рапсодия Листа» (Е. Амвросьева, Г. Шахнин), «Времена года» (группа п/р В. Морозовского), «Маленький флейтист» (Е. Гордеева), «Поющие бизоны» (группа п/р А. Родина), «Дайте занавес» (3. Малкин, А. Тряпицын), «Русский сувенир» Толдоновых. Лит.: Назаренко В., Эксцентрика: абсурд или познание, «Сов. эстрада и цирк», 1973, № 7; Ал перс Б., глава «Конец эксцентрической школы», в кн.: Театральные очерки, М., 1977; Козинцев Г.,О комическом, эксцентрическом и гротескном искусст ве, Собр. соч., т. 3, Л., 1983.

НАЗАД НАЗАД



Сайт управляется системой uCoz